Сын ходит по дому и мурлычит какую-то очень знакомую
мелодию.
- Что за песня, - спрашиваю.
- Да что-то там про чёрного ворона…
Точно, думаю: «Ты не вейся, чёрный ворон»… Откуда?!
- Откуда ты её знаешь? - интересуюсь.
- Да мы на музыке её поём в школе.
Тут я представила себе, как нестройный хор 10-летних детей в
лучах яркого весеннего солнышка уныло завывает на весь класс эту развеселую,
прямо скажем, песню... Всплакнуть или похохотать,
даже не знаю?
И вот тут я подумала, что школа…
Хотя не так сразу. Начнём с того, что сейчас даже как-то не
прилично писать о том, что твой ребёнок ходит в школу. Потому что все
продвинутые, мудрые, думающие, осознанные и желающие добра своему чаду родители
детей нынче в школу не отдают. Потому что школа – это зло. Абсолютное. Их дети
сидят дома, не получают стресса, не тратят времени, не живут в строгом
расписании и учатся исключительно в своё удовольствие и играючи. Это поголовная
мода или убеждение на сегодняшний день. И я искренне и по-хорошему завидую
людям, у которых есть какие-то стойкие убеждения о том, как лучше их ребёнку. Что
лучше, например, не ходить в школу… О, сколько они экономят нервов, тратимых
мною в душевных терзаниях…
Конечно, школа – это зло. И, ох, какой текст мне вот сейчас
охота замутить на тему глупостей и несовершенств нашей образовательной системы!
Накопилось, за четыре-то года! Но всё же зло не абсолютное.
Всю эту зиму мы проторчали дома – то каникулы, то болезни,
то карантин, то праздники. Мы были, можно сказать, на домашнем обучении. Мы
много читали, болтали, гуляли, рисовали, готовили и высыпались. Никто не
напрягался, не уставал и все были в прекрасном настроении. Поэтому, когда
пришло время идти в школу, я, заводя накануне будильник, искренне пожелала стать хоумскулером. Потому
что ранние подъёмы, форма, уроки и оценки прямо вот не вписывались в мою
комфортную картину мира. Но какая-то часть меня упорно отказывается принимать
это увлечение домашним образованием.
Во-первых, потому что моему ребёнку нравится ходить в школу.
Конечно, случается с ним там разное. То с одноклассником поссорился, то учительница сказала что-то,
что ему не понравилось. То двойку схватил, а то урок не понял. Но когда я ему
рассказала про домашнее обучение, про то, сколько у этих детей свободного
времени, как их никто не оценивает, и не заставляет делать то, что не нравится,
он внимательно меня выслушал, а после спросил:
- А у этого мальчика есть друзья?
- Есть, - говорю, - наверное. Гулять, может, с ними ходит… -
хотя, думаю про себя, у тех хоум- и
анскулеров, за которыми я наблюдаю в различных соцсетях, что-то очень редко видны фотографии с чужими
детьми и прочими приятелями.
- Бедный ребёнок! - вздохнул сын.
Потому что школа – это прежде всего компания. И дело даже не
в злополучной социализации как самоцели.
Жажда общения-то никуда не девается! И эти сложные механизмы запускаются
не только после школы и на переменках. Эта махина работает ежесекундно, и на
уроке, и во время контрольных, и во время ответов у доски. Один пошутил, второй
подхватил, третий подмигнул, кто-то замялся, а кто-то перебил, записка вон
прилетела, этот списал, тот помог, все
посмеялись. Кто-то расстроился, кто-то поддержал… А вот так бы я никогда не
сделал, а вот он – крутой! И это так интересно! И тоже наука. Это живость ума,
умение держаться, уступать, слушать, быть вовлечённым в действо. И дома этому
не научишься…
Во-вторых, школа, какая бы она не была, всё же учит. Я не
мать гениального ребёнка, который сам впитывает знания из эфира. Он должен их
увидеть, услышать, ощутить, понять и, что самое главное, десять раз повторить!
Ведь что больше всего раздражает в школе тех, кто в неё не ходит? Бесконечное
топтание на одном месте. Мол, за это время, можно программу трёх классов
пройти, пока вы тут переливаете из
пустого в порожнее. И это, конечно, справедливо. Это очень утомляет. И,
возможно, у кого-то есть дети, которые все понимают и запоминают с первого
раза, но мне не так повезло. И когда какой-нибудь хоумскулер смотался на
экскурсию и гордо отрапортовал во всех инстаграмах, что вместо того, чтобы тупо
зубрить учебник, они всю такую-то тему
по истории усвоили во время увлекательной семейной прогулки, я начинаю
сомневаться в качестве усвоенного материала. Потому что ни разу не видела, как
это работает на практике.
Вот, были в Болдино. Пушкин, золотая осень, стихи, дом,
портреты, рукописи и прочая атмосфера. Ну и я попутно словечко-другое вставлю.
Что запомнил мой ребёнок из этой поездки? Что он драл вкусные яблоки прямо с
деревьев пушкинского сада и съел их, наверное, 10 килограммов. Или недавно
задали им учить про Александра Невского. А мы-то, мы-то были ж в Городце, где
он умер, видели тот самый шлем и всячески впечатлялись величиной исторической
личности. Говорю, помнишь, видели памятник, шлем? Нет, говорит, я вообще не
помню, что мы в Городец ездили. Потом вспомнил, конечно, как свисток делал и
пряники ел…
Я не к тому, что такие поездки не нужны. Очень нужны. И на подкорку
что-то там записывается… Может быть… Но знания-то где? А вот параграф
прочитали, портреты посмотрели, энциклопедии полистали, и, смотрю, на следующий
день сочиняет свою собственную летопись, весьма в стиле. Работает, значит,
образование-то?
Тут мне, разумеется, хор голосов возразит, что нафига вообще ребёнку десяти лет занять что-то кроме вкуса яблок и пряников,
что мол, когда надо будет самому, тогда и найдёт способ всё узнать, но вот тут
я как раз не соглашусь. Как бы не убеждали мы друг друга, что учиться никогда
не поздно, молодая голова способна воспринять гораздо больший объём информации,
как ни крути. И, главное, запомнить. А я «за»широкий кругозор. Просто чтобы
был. «За» некий фундамент, на который он надстроит сам потом, что захочет. И
поскольку я понятия не имею, что он там соберётся строить, предпочитаю, чтобы
фундамент был поосновательнее. И пусть он потратит на это немного своего
времени.
Конечно, предполагается, что хоумскулеры тоже всё это учат.
И примеры решают, и историю изучают. Кто самостоятельно, кто с репетиторами,
кто с родителями. Но главное - с удовольствием. И в этот момент почему-то
ставится жирный знак равенства – школа равно принуждение. Ну не знаю, может я
такая толстокожая особа, но я не помню, что в школе меня сильно принуждали. И
мне реально нравилось учиться. Именно учиться, узнавать что-то новое. Каждый
день. Именно в школе. По разным предметам. И да, мне не пригодилась химия. Но
мне было чертовски интересно на тех уроках. И мне не жаль того времени. И я не
вижу, что мой сын считает, что его заставляют учиться. Мне кажется, ему тоже
интересно. И он может с горящими глазами рассказать мне что-то, что узнал на
уроке. Возможно как раз потому, что я не плевала в сторону школы в его
присутствии.
Ну ладно, да, школа это система. Суровая, жестокая, несправедливая
система. И сейчас мне очень многое в ней не нравится. Очень-очень-очень не
нравится. Но, когда я начинаю думать о бедном моём мальчике, который мог бы
жить вольной жизнью, вместо того, чтобы каждый день в одно и тоже время
отправляться в эти стены, когда домашнее образование реально кажется выходом,
меня посещает одна пугающая мысль. А именно:
В-третьих и главных: у меня нет никакой уверенности, что я
смогу хорошо обучить своего сына. Нет, нет, я не про учебники, чтение, письмо,
счёт, решение задач, выполнение упражнений и прочее. Сейчас
и правда есть много возможностей научиться этому дома. (Хотя, думаю, это
тоже подходит не для каждого ребёнка.) Я про то, что я могу не угадать, как
надо. Он не такой, как я. Не такой, как мой муж. Он совсем обособленный
человек. И я не знаю, как его учить. Как и чему. Я не строю иллюзий
относительно педагогического уровня школьных учителей. Я просто боюсь лишить
своего ребёнка каких-то возможностей. Я бы отвела его в десять школ, чтобы он
нашёл то, что надо ему. Своего учителя. Своего единомышленника. Своё увлечение.
Своё любимое дело. Свой способ учиться, узнавать, искать. Свой путь. Но
поскольку десяти школ не получится, я отвожу его в одну. К моему сожалению,
далеко не идеальную. А всё потому, что я не знаю, как лучше. Сомневаюсь, что я
одна, мой единоличный выбор и лично моё представление о том, что же лучше,
может дать ему столько возможностей. Не знаний, а возможностей узнать себя. В
моей, например, жизни были люди, которые сильно
повлияли на то, какая я сейчас. И часть тех людей дала мне именно школа.
Людей, их подхода, их знаний, их увлечённости, их ценностей, их юмора. И я не
могу лишить этого сына. Пока не могу.
И этот текст вовсе не про то, что учиться дома плохо, а про
то – почему мы ходим в школу. Порой я
думаю – как бы заглянуть в будущее и узнать, какими они вырастут, эти
хоумскулеры? Может, и в самом деле - гармоничными, цельными, психически
устойчивыми людьми, которые сделают мир лучше, а я, дура, дура, лишила, своими
руками лишила, ребёнка этого шанса, загнав его в школу. И не исключаю, что
однажды минусы школы перевесят настолько, что и я пополню модные ряды
хоумскулеров. Но не сейчас. Потому что сейчас, когда он приходит из школы и, вот
скажем, поёт про чёрного ворона, я думаю – пускай, пускай ходит. Потому что мне
бы ни в жизнь не пришло в голову дать ему послушать, а тем более предложить
попеть эту песню. И он, может, никогда бы не узнал про неё. А почему бы и нет,
собственно? Я же вот её знаю. И он может. И мне каждый раз так интересно, когда
он притаскивает из школы что-то новое, чего я не знаю, или то, чему я вообще не
думала его научить. Иногда это новый способ складывать многозначные числа, а
иногда – новое словечко или анекдот. И я думаю, что всё, всё, идёт в его
копилку. И книги, которые я бы не поставила на полку активного чтения, и
древние дремучие стихи, от которых даже меня подташнивает, и двойки по
поведению, по мне - совершенно незаслуженные, и злосчастные четыре клеточки между примерами.
Этим всем я бы не стала с ним заниматься, но кто знает, что он во всём этом
найдёт? Может именно он и найдет? Именно в том, чем я никогда бы с ним не
занялась? А тем, что мне кажется важным, мы с ним и так позанимаемся.
Мне хочется, чтобы у
него был выбор, многообразие, смысл и бессмыслица, понятное и непонятное,
интересное и не очень, лёгкое и сложное, разное, а не только то, что интересно
ему в данный момент. От меня и учительницы. От учителя по английскому и учительницы по музыке. От тренера по
единоборствам и тренера по плаванью. От одноклассника и его мамы. От
библиотекаря и буфетчицы. Не аксиомы и правила, а разные взгляды и модели. Без цензуры мамы, которая, может, только
закрывает двери.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, жители квартиры "81! Как же нравятся мне ваши рассказы, такие вроде бы обычные, но в то же время очень хватающие за душу. Спасибо огромное за откровение и желание донести до читателей свои мысли.
ОтветитьУдалитьМы тоже недавно (по болезни) вынуждены были целый месяц заниматься дома, самостоятельно. Занимались регулярно, но вот. как оказывается, выучили "не то и не так".
Всё-таки в школе (несмотря на все минусы) как-то увереннее, хотя смотря с какой школе. Бывают такие, что хочется плакать.
Спасибо большое, вы очень хорошая семья. Мир вашему дому!
Спасибо, Ирина, за добрые слова! Да, знать бы как лучше, так бы мы все сразу и сделали, думаю, для своих детей... А вы - будьте здоровы!
Удалить